суббота, 3 декабря 2022 г.

Что такое ОРМ «наведение справок». Что предпринимателям и организациям необходимо учитывать при проведении данного мероприятия и как защитить свои права.

 

I. Что представляет из себя ОРМ «наведение справок» в общих чертах

II. Как  бизнесу использовать законоположения ФЗ об ОРД и ФЗ о полиции для защиты своих прав при проведение в отношении нее ОРМ «наведение справок»:

1.Основания проведения данного мероприятия

2. Способы проведения ОРМ «наведение справок»

3. Кто вправе инициировать проведение ОРМ, нужно ли на это разрешение

4. Обязанность участия представителей компании в данном мероприятии

5. Права оперативных сотрудников при проведении ОРМ «наведение справок»

6. Отличие ОРМ от похожих следственных действий. Недопустимость подмены данного мероприятия другими ОРМ.

7.Порядок оформления полученных сведений, их доказательственное значение

8. Являются ли показания оперативного сотрудника, проводившего ОРМ «наведение справок», доказательствами вины  и возможно ли положить их в основу принятия решения о возбуждении уголовного дела?

I. Что представляет из себя ОРМ «наведение справок» в общих чертах

Современный уровень развития технологий и их применения в повседневной жизни человека  подразумевает образование огромного количества информационных следов его деятельности, которые закрепляются на определенных носителях. Фактически с точностью до секунды можно установить какие действия были совершены в тот или иной момент времени. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия – не исключение.

 Количество информации в данной сфере  настолько велико и многообразно, что для  упорядочивания и удобства использования государство сводит ее в  различные базы (массивы) данных. 

Для правоохранителей и частных лиц анализ сведений из подобных информационных ресурсов способен принести неоценимую пользу и помочь в достижении поставленных задач и целей; для первых – оперативного (следственного), для вторых- сугубо прикладного характера. Поэтому нет ничего удивительного в том, что оперативные сотрудники регулярно проводят ОРМ «наведение справок» в отношении юрлиц, получая о них все необходимые данные, зачастую даже без их ведома.

Закон предусматривает и возможность получения ими документов и сведений непосредственно из первоисточника, т.е. от самого проверяемого юрлица, либо от иных организаций и граждан, ей обладающих. Исходя из результатов данного ОРМ, правоохранители строят дальнейшие планы своих действий, направляя ход развития событий в нужное им русло. И это не сулит организации ничего хорошего.


Т.к. ФЗ об ОРД никак специально не регламентирует проведение данного ОРМ, то юрлицам при защите своих прав  и нанятым ими адвокатам или штатным юристам приходится  руководствоваться лишь общими началами данного Закона, а также обращаться к разрозненным и весьма нечетким законоположениям ФЗ о полиции

Что предпринимателю необходимо знать о проводимом в отношении него ОРМ «наведение справок»?

II. Как бизнесу  использовать законоположения ФЗ об ОРД и ФЗ о полиции для защиты своих прав при проведение в отношении нее ОРМ «наведение справок».

1. Основания для проведения данного мероприятия (ст. 7 ФЗ об ОРД)

  Так, наиболее распространены следующие основания для проведения ОРМ «наведение справок» в отношении предпринимателей:

- Наличие возбужденного уголовного дела (следователь может поручить оперативному сотруднику провести подобное мероприятие).

- Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

Если перевести данные формулировки на понятный язык, то ОРМ начнется только в случае, если полицией получено сообщения (заявления) о преступлении (например, от бывшего сотрудника фирмы), рапорта оперативного сотрудника об обнаружении признаков преступления (сами сведения могут быть получены им из различных источников, в т.ч. из анонимных, из СМИ) либо в рамках открытого уголовного дела..

При этом очень важно, чтобы заявление или рапорт были обязательно зарегистрированы в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 29 августа 2014 года N 736 Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.  Иначе ОРМ «наведение справок» не будет иметь под собой законных оснований, а все полученные в ходе его проведения сведения будут считаться недопустимыми доказательствами.

2.ОРМ «наведение справок» проводится оперативниками следующими способами:

1. непосредственного изучения документов, баз данных о компании с помощью сети Интернет (электронных телекоммуникационных сетей) путем введения поисковых запросов;

2. направления запросов в госучреждения, на предприятия и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией (документами)

3. направление запросов проверяемому юридическому или физическому лицу и получение ответов на них (п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

4. непосредственное ознакомление оперативника (полицейского агента) с документами, информацией по адресу местонахождения (жительства) проверяемого юридического или физического лица

 


Кроме того, оперативно-розыскные органы вправе обращаться в соответствующие правоохранительные органы других государств с просьбой о наведении справок на территории иностранного государства. Такие запросы исполняются на основании международного соглашения или договора. Например, суды некоторых иностранных государств при удовлетворении запросов о выдаче ими судебных приказов обязывают банки, в которых у офшорной компании открыты счета, а также номинального держателя акций раскрыть информацию о конечном выгодоприобретателе.

    Необходимо отличать данное мероприятие от предусмотренного п.17 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»  истребования от организаций по письменному запросу полиции образцов и каталогов своей продукции, технической и технологической документации и других информационных материалов, необходимых для производства экспертиз.

         В этом случае предметы и документы именно истребуются, а не запрашиваются, к тому же в рамках иного мероприятия - сбора образцов для сравнительного исследования.

     ОРМ «наведение справок»  может быть проведено:

- гласно (по официальным запросам или непосредственно оперативником)

- негласно (с использованием тактических приемов, мер конспирации).

3. Кто вправе инициировать проведение ОРМ, нужно ли на это разрешение?

   Судебного или должностного санкционирования вышестоящего начальства на проведение наведения справок в большинстве случаев не требуется, оно  проводится по решению самого оперативного работника при наличии для этого необходимых законных оснований. Решение суда необходимо в том случае, когда полицейские хотят получить доступ к сведениям, на которые распространяется режим охраняемой законом тайны (в российском законодательстве таких видов тайны предусмотрено более 60). Наиболее распространены следующие виды тайны: коммерческая, банковская, нотариальная, адвокатская, семейная, врачебная, налоговая, тайна почтовой связи и т.д.

4. Обязаны ли  представители компании участвовать в данном мероприятии?

Участие в гласном ОРМ частных лиц может быть  только добровольным либо иметь в своей основе судебное решение, которое необходимо исполнить, в т.ч. принудительно (на госструктуры, организации и предприятия это правило не распространяется, оказание содействия правоохранительным органам – их прямая обязанность).

Поэтому нет обязанности  представлять бумаги в случае, если полицейские хотят истребовать их в письменной форме официальным запросом либо хотят ознакомиться с ними лично на территории компании (как и обязанности допускать их для этого в офис, т.к. в перечне органов и организаций, которые беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать полицейские в связи в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке, заявлений и сообщений о преступлениях не указаны коммерческие организации, а только общественные объединения и организации).

5. Каков объем прав оперативных сотрудников при проведении ОРМ «наведение справок»?

- непосредственно ознакомиться  с документами на территории организации либо направить в ее адрес запрос об их представлении;

- использовать технические и иные средства — видеокамеры, фотоаппараты и т.п. (их применение возможно при непосредственном изучении субъектом соответствующих материалов, например, при снятии фотокопий).  (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД);

- проводить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД), т.е. в исключительных случаях (например, когда при ознакомлении с документами ООО оперативный сотрудник случайно обнаруживает забытый там лист бумаги, содержащий сведения «черной бухгалтерии», и принимает решение изъять всю предоставленную документацию либо документы имеют явные признаки подделки).  Для этого привлекается не менее двух представителей общественности;

- вынести соответствующее решение  о возбуждении уголовного дела и провести неотложные следственные действия (обыск, выемка и т.д.) в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ, в случае визуального обнаружения следов преступления, которые могут стать доказательствами в рамках возможного уголовного дела;

Одновременно следует учитывать, что в силу пункта 7 статьи 5 УПК любое должностное лицо органа дознания (т.е. любой оперативный сотрудник, даже не являющийся по должности дознавателем,) приобретает статус дознавателя в случае, если оно уполномочено начальником органа дознания на осуществление предварительного расследования в форме дознания, а также в случае, когда начальник органа дознания, а также его заместитель поручили ему проверку сообщения о преступлении и принятие по нему решения в порядке, установленном УПК.

- снимать с изымаемых документов (без требования владельца) и электронных носителей (по требованию) копии. При этом электронная информация копируется специалистом, заранее привлеченным полицейскими; максимальный срок представления копий  документов и электронной информации– 5 рабочих дней  (абз. 3 п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

- составить протокол с указанием реквизитов конкретных изъятых документов, а также подробных характеристик изъятых  предметов, носителей информации и т.д. в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (т.е. по аналогии с требованиями, предъявляемыми к протоколу следственного действия согласно ст.166,167 УПК РФ). Если при наведении справок проводились и  гласные ОРМ (например, опрос сотрудников), то данное действие также сопровождается составлением отдельного протокола; (абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

- вручить представителю юридического лица копию протокола проведенного ОРМ наведение справок», если оно сопровождалось изъятием предметов и документов (абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

- Привлекать, в том числе по контракту, граждан к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности такого содействия  (ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД).

6. Отличие ОРМ от похожих следственных действий. Недопустимость подмены данного мероприятия другими ОРМ.

Отмечу, что недопустима ситуация, когда под видом ОРМ «наведение справок» фактически проводится  ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» или «обследование жилища». Объем прав правоохранителей и представителей юридического лица при проведении данных мероприятий серьезно различаются.

Также стоит отличать ОРМ «наведение справок» от действий следователя или дознавателя по истребованию необходимых сведений от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан (т.е. от опроса — гласного розыскного действия или направления запросов с целью получения каких-либо справок или непосредственное ознакомление с документацией согласно ч. 4 ст. 21 УПК РФ), а также предоставления предметов и документов организациями, должностными лицами и гражданами, которые уже являются участниками уголовного процесса (например, подозреваемыми, обвиняемыми или потерпевшими, которые вправе собирать доказательства в свою пользу на основании ч. 2 ст. 86 УПК РФ) и осмотром таких документов (ч. 1 ст. 176 УПК РФ). Вышеизложенные действия производятся следователем по уже возбужденным уголовным делам.

7. Порядок оформления полученных в результате наведения справок сведений, их доказательственное значение. Последствия  проведения для организации

Сведения, полученные в результате данного ОРМ, оформляются справкой, рапортом сотрудника оперативного подразделения, актом, в которых обязательно указывается источник получения таких сведений вместе с  приложением полученных оригиналов документов или их копий. В оперативно-служебном документе указывается основание для данного ОРМ и другие обстоятельства.

Эти материалы в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона об ОРД могут представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении только в  соответствии с порядком, установленным Инструкцией «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд», утвержденной совместным приказом МВД России от 27.09.2013 №  776» (об алгоритме проверки результатов оперативно-розыскной деятельности  на соответствие ее требованиям подробно можно прочитать здесь)

 

    Результаты наведения справок могут быть трансформированы в доказательства только уголовно-процессуальными средствами при производстве по уголовному делу, например:

  • путем осмотра представленных документов и их приобщения к уголовному делу, в том числе в качестве вещественных доказательств, если полученные сведения обладают такими свойствами;
  • назначением и производством соответствующей судебной экспертизы
  • Получение объяснений от граждан и организаций на этапе доследственной проверки, затем – их допрос,
  • Получение образцов для сравнительного исследования и т. д.

    Если же результаты наведения справок отражены в рапорте оперативника (получены негласным путем или гласным, но без снятия копий документов), то полученные им сведения имеют исключительно ориентирующее значение.

 

8. Являются ли показания оперативного сотрудника, проводившего ОРМ «наведение справок», доказательствами вины  и возможно ли положить их в основу принятия решения о возбуждении уголовного дела?


 

В некоторых монографиях и научных исследованиях, а также в статьях, размещенных на просторах сети Интернет иногда можно встретить такую точку зрения: в любом случае после проведения ОРМ следователь обязан допросить в качестве свидетеля сотрудника оперативного подразделения либо лицо, осуществлявшего по его поручению наведение справок, а также иных лиц, осведомленных о данных, полученных в ходе этого ОРМ.  Впоследствии эти доказательства могут быть положены в основу принятия решений по уголовному делу, использоваться в качестве исходных данных при выдвижении версий, планировании расследования, а также дальнейшее участие в следственных действиях проводившего ОРМ оперативника  в качестве свидетеля.

К сожалению, с подобным бывают согласны некоторые судьи и адвокаты.

 


Конечно, результаты ОРМ «наведение справок» имеют очень важное значение. На их основе можно наметить дальнейший эффективный план действий по сбору и закреплению доказательств, в т.ч. путем проведения иных ОРМ. Это своего рода фундамент, на котором из кирпичиков в виде иных ОРМ и следственных действий будет воздвигнуто здание, именуемое «уголовным делом». Но при этом никогда показания оперативника не могут быть положены в основу принятия решения о возбуждении дела! Тем более, он не может быть свидетелем по делу!

По смыслу закона, оперативник может быть допрошен следователем или судом только по обстоятельствам проведения того или иного ОРМ при решении вопроса о возможности или невозможности признания полученных в ходе его предметов и  сведений допустимыми доказательствами (например, использовались или нет незаконные методы и способы получения доказательств), но никак не  в качестве свидетеля тех или иных обстоятельств.

Изложенное соответствует и правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в определении от 06.02.2004 №44-О.

Показания оперуполномоченных и результаты отдельных ОРМ могут иметь лишь ориентирующее значение для следователя, который обязан тщательно проверить всю полученную информацию уголовно-процессуальными средствами (в рамках доследственной проверки) и грамотно закрепить ее в материалах дела

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не поименованный в ФЗ об ОРД способ наблюдения за предпринимателями. Почему слежки сейчас нельзя избежать и что учесть для защиты.

  I. Как ФНС РФ, Росфинмониторинг и суды стали полицейскими агентами. Обналичивание денежных средств – на особом контроле! II.Какие финансов...