вторник, 10 января 2023 г.

Не поименованный в ФЗ об ОРД способ наблюдения за предпринимателями. Почему слежки сейчас нельзя избежать и что учесть для защиты.

 

I. Как ФНС РФ, Росфинмониторинг и суды стали полицейскими агентами. Обналичивание денежных средств – на особом контроле!

II.Какие финансовые операции на особом контроле банков. Что стоит учитывать компаниям и физлицам для уменьшения рисков.

III. Судья - оперативный сотрудник? Как суды стали выполнять функции УЭБиПК. Чем это чревато для сторон  процесса.

IV. Почему с 2022г. юристы, адвокаты, бухгалтеры, аудиторы, нотариусы стали потенциальными полицейскими агентами. Или как все обязаны следить за всеми.


I. Как ФНС РФ, Росфинмониторинг и суды стали полицейскими агентами. Обналичивание денежных средств – на особом контроле!

Одной из основных тенденций последних лет в сфере наблюдения за лицами, подозреваемыми в совершении экономических преступлений, является смещение его направленности в информационную сферу. Для его проведения оперативным сотрудникам даже не обязательно контактировать с непосредственным объектом наблюдения. Нередко их глазами и ушами становятся госорганы и структуры, на которые закон в настоящее время возлагает обязанность совершать действия, изначально не свойственные их задачам и функциям. По сути, они начинают играть роль полицейских агентов, отслеживая подозрительные, на их взгляд, финансовые операции и действия предпринимателей, а затем докладывая о них в МВД и ФСБ РФ.

 Итак, не секрет, что главным трендом последних нескольких лет является активная борьба государства с обналичиванием денежных средств, транзитными финансовыми операциями по счетам фирм – однодневок, отмыванием (легализацией) незаконно полученных доходов, уклонением от уплаты налогов, выводом  средств за рубеж. И методы в этой «охоте на ведьм» постоянно совершенствуются.

    Пальму первенства в этой  «охоте», разумеется, прочно удерживает ФНС РФ, Росфинмониторинг и суды.

    ФНС РФ и полиция, например,  регулярно отслеживают предложения об обналичке!

   Ранее налоговики не занимались подобной деятельностью, а в судебных процессах выступали свидетелями либо представителями потерпевшей стороны. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Сбор доказательств производится в ходе налоговых проверок, вся информация о подозрительных сделках и участвующих в них контрагентах сразу же доводится до сведения  правоохранительных органов. 

    Инспекторы также регулярно мониторят в интернет - пространстве предложения об обналичивании денежных средств, о получении вычетов по НДС с  возможностью изготовить все необходимые «закрывающие» документы, контрольно-кассовые чеки, предложения «поработать» номинальным директором.  Затем составляют списки подобных сайтов и ежеквартально передают их в полицию, после чего по требованию прокуратуры данные ресурсы блокируются судами.

     Под контроль  пытаются взять и соответствующие сервисы в Telegram, которые предлагают переводить «грязные»  деньги на счета физлиц без какого-либо оформления. 


II.Какие финансовые операции на особом контроле банков. Что стоит учитывать компаниям и физлицам для уменьшения рисков.

    Огромное количество ценной для правоохранителей информации в настоящее время стекается в Росфинмониторинг. Финансовая разведка обладает сведениями обо всех операциях каждого клиента любого банка!

    В последние годы банки де-факто превратились в еще один контрольный орган. Под риском потери лицензии они вынуждены следить за финансовыми потоками клиентов, тщательно анализировать сделки и выявлять среди них подозрительные.  При этом банковские организации  пользуются  Положением Банка России от 02.03.2012 №375-П, чтобы выявлять сомнительные операции. Данный нормативный акт содержит более сотни признаков подозрительных сделок.

    В первую очередь, на особом контроле банков следующие финансовые операции:

Переводы денежных средств за рубеж по исполнительным листам. При этом в обязательном порядке кредитная организация будет истребовать первичные документы, подтверждающие существование долга, без них операция проводится не будет

Все операции с криптовалютой;

Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 №259-ФЗ операции с цифровой валютой включены в  перечень подозрительных. Теперь все переводы с участием онлайн-бирж и брокеров цифровых активов будут под особым наблюдением независимо от суммы операции. По запросу правоохранительных органов финразведка сформирует все необходимые списки с указанием номеров кошельков, дат и времени транзакций, IP- и MAC-адреса.

Снятие наличных с корпоративной карты;

Под подозрение попадут операции с наличными, если клиент:

за неделю снимает наличными более 30 процентов от оборота по счетам;

вновь созданная компания — с момента ее создания прошло менее двух лет;

не осуществляет налоговых платежей со счетов;

получает переводы от контрагентов-транзитеров;

сумма переводов не более 600 тыс. руб.;

снимает деньги в размере не более 600 тыс. руб. в день, или в размере дневного лимита;

операции с наличными производятся в конце дня и в начале следующего (или наоборот);

имеет несколько корпоративных карт, которые использует в основном для снятия наличных.

    Два и более вышеперечисленных признака – стопроцентная вероятность блокировки операций по счетам!

Операции физлиц, а именно: 

- переводы за границу. Для этого нужно, чтобы банк обнаружил совокупность признаков:

перевод проводят через подразделение банка в крупном торговой точке— там часто не используют ККТ;

перевод делает одно и то же физическое лицо — «серийный отправитель» — неоднократно в течение дня с минимальным временным интервалом между переводами;

сумма перевода превышает обычные переводы граждан, такие как зарплата, подарки, матпомощь;

переводы одним «физиком» нескольким получателям в одни и те же населенные пункты.


- Регулярно поступление и снятие наличными сумм, поступивших от компании или ИП.

    Блокировки можно не бояться, если основание для получения денег: кредит, зарплата, доход самозанятого, дивиденды, алименты, пенсии, стипендии или страховка. При этом учитывайте, что налоговикам несложно проверить достоверность этой информации.

- Перевод денег со счета ИП на личный счет при отсутствии по счетам ИП иных операций, связанных с его деятельностью.

- Безналичные перечисления компаниям, торгующим товарами и услугами в розницу с применением ККТ. 

Это известная банкирам схема приобретения наличной выручки за безналичный расчет.

- Отслеживание всех операции, совершенные с одного компьютера.  

        Налоговики постоянно истребуют у банкиров информацию об IP- и MAC-адресах, номерах SIM-карт, телефона и иного идентификатора устройства, с которого совершаются операции по счету. 

    Так, если счета формально не взаимосвязанных компаний управляются с одного устройства, то для контролеров это станет весьма серьезным доказательством создания схемы с участием фирм - однодневок.

Указание ЦБ РФ от 20.10.2020 №5599-У дополнило перечень подозрительных операций следующими:

обналичивания бюджетных субсидий и страховок;

внесения на счет наличных, источник которых вызывает подозрения;

поступления платежей с выделенной суммой НДС, которые уходят контрагентам по необлагаемым сделкам;

покупки и продажи ценных бумаг по ценам, которые существенно отличаются от рыночных;

возврата наличного займа или со счета в другой кредитной организации;

исполнения госконтрактов.

проведение операции, связанной с погашением обязательства, в пользу третьей стороны

списываете деньги с «предпринимательского» счета на личный счет бизнесмена, а списаний на нужды бизнеса нет;

переводите деньги компаниям, которые торгуют в розницу и оптом автомобилями, сигаретами, оказывают услуги, в том числе медицинские, за наличные;

      Все вышеизложенные операции — те, что банк проверить обязан!

    Однако правила внутреннего контроля каждого конкретного кредитного учреждения могут содержать дополнительные признаки, из-за которых операции по счету попадут под подозрение.


    При этом из списка подозрительных операций с 1 октября 2021г. банки исключают:

возврат аванса нерезиденту, который проводит предоплату по однократному договору поставки, не характерному для компании;

уплату нерезиденту слишком большой неустойки;

регулярное списание или зачисление сумм менее 600 тыс. руб. с одних и тех же счетов, если в сумме поступление из одного источника составит 600 тыс. руб. или более;

многократные взносы учредителей на пополнение оборотного капитала компании;

выдачу остатка средств со счета после расторжения договора с банком по правилам антиотмывочного закона и др.

III. Судья - оперативный сотрудник? Как суды стали выполнять функции УЭБиПК. Чем это чревато для сторон  процесса.

    Теперь в процесс наблюдения за деньгами компаний активно включились и судьи.

     Важнейшей вехой в данном процессе стало принятие Верховным судом 08.07.2020 обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям.  Безусловно, появление данного документа нельзя расценивать как позитивную новость для бизнес-сообщества с учетом существующих правовых реалий страны.

    Если кратко резюмировать его содержание и складывающуюся практику его применения, то можно прийти к следующим выводам:

1. По сути, при рассмотрении каждого гражданского или арбитражного дела суды будут проверять,  нет ли в действиях сторон состава экономического преступления, не ставят ли они перед собой цель отмывания (легализации) денег, которые были ими получены вследствие нарушения законодательства;

2. При их обнаружении суд обязан сообщить об этом частным определением в органы дознания или предварительного следствия. Ранее подобными действиями судьи могли пренебречь.

3. суды обязательно проверят, есть ли другие дела с участием тех же сторон по аналогичным искам, которые подали в течение непродолжительного времени (например, несколько однотипных судебных приказов на одинаковые суммы).

4. Если суд заподозрит, что целью мирового соглашения является совершение незаконной финансовой операции, то будет вправе отказать в его утверждении.


5. Суды вправе привлечь к участию в делах органы прокуратуры, налоговые и таможенные органы, а также Росфинмониторинг.

ФНС привлекают при выявлении признаков легализации доходов, полученных вследствие нарушения законодательства о налогах и сборах или валютного законодательства, а таможенные органы — в случае уклонения от репатриации денежных средств при ведении внешнеторговой деятельности.

Росфинмониторинг предоставляет суду имеющиеся у него сведения в отношении участников процесса об их возможном участии в легализации денежных средств, об убыточности должника, наличии у него задолженности по уплате налогов, а также сведений о приостановлении операций по счетам и т.д.

6. Суд вправе по своей инициативе признать ничтожной сделку, с помощью которой стороны намерены придать правомерный вид доходам, полученным незаконным путем. Также суд может применить реституцию (возврат сторон в первоначальное положение) До момента появления Обзора подобная практика уже была, однако суды просто отказывали в иске со ссылкой на явное отсутствие экономического смысла сделки. Но саму сделку недействительной не признавали.

7. Верховный суд указал, что даже реальная сделка может быть квалифицирована как направленная на легализацию доходов, полученных преступным путем.

8. Государственный орган имеет право требовать пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если он не участвовал в споре и ему не было о нем известно.

Получается, что процесс становится непредсказуемым. Подобная правовая позиция создает условия для недобросовестного поведения сторон, которые с целью пересмотра судебного акта будут обращаться в госорганы.

9. Судья теперь – фактически внештатный оперативный сотрудник, в добровольно – принудительном порядке, проводящий ОРМ «наблюдение», «наведение справок» и т.д.

     Таким образом, гражданский или арбитражный процесс превращается в розыскной, а опасающийся за свое кресло судья начинает играть роль оперативного сотрудника, совершая действия, напоминающие ОРМ «опрос», «наведение справок», «исследование предметов и документов», «наблюдение». При этом такой судья, желая лишний раз подстраховаться, нередко является куда более предвзятым и  пристрастным, чем настоящий оперативник – полицейский. 

      О такой опасной тенденции говорит и изменение интонации мотивировочной части судебных актов. Она стала обвинительной по своей сути, во многом копируя стилистику приговоров по уголовным делам. В решениях суды указывают  на установление ими прямого умысла сторон на получение судебного акта с целью легализации преступных доходов по предварительному сговору.



    Если учесть, что вся подозрительная, по мнению суда, информация обязательно окажется на столе у  дознавателя или следователя, то количество уголовных дел в отношении предпринимателей будет только расти.

IV. Почему с 2022г. юристы, адвокаты, бухгалтеры, аудиторы, нотариусы стали потенциальными полицейскими агентами. Или как все обязаны следить за всеми.

     К 13 февраля 2022 года бухгалтерские, юридические компании, адвокаты и адвокатские образования обязаны были разработать или доработать внутренние антиотмывочные правила в соответствии с требованиями, которые утвердило Правительство своим постановлением от 14.07.2021 №1188.

    В принципе, бухгалтеры на аутсорсе обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля с 2019 года (п.2 ст. 7, ст.7.1. Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

  Еще ранее, Росфинмониторинг сообщал, что все частнопрактикующие юристы должны разработать правила внутреннего контроля и назначить ответственного за их исполнение. По этим правилам юристы должны документально фиксировать информацию о клиенте, если его сделки, к примеру, носят запутанный или необычный характер, у них нет очевидного экономического смысла или они не соответствуют целям компании.

      Уведомить контролеров  можно через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Юристам рекомендовали добровольно сотрудничать с Росфинмониторингом: заполнять опросные листы и анкеты в личных кабинетах, Хранить документы и сведения о клиенте юристы будут не меньше пяти лет после прекращения отношений с ним. (рекомендации Росфинмониторинга от 25.04.2018г.) 

    Однако конкретные требования, предъявляемые к правилам такого контроля, появились только с 2022г.

    Если данный акт не будет соответствовать требованиям, Росфинмониторинг может выписать административный штраф по статье 15.27  КоАП компании на сумму от 50 000 до 400 000 руб., а директору организации — на сумму от 10 000 до 50 000 руб. (ч. 1 и 2 ст. 15.27 КоАП).

        Судебная практика по данному вопросу уже складывается, Так, Верховный суд признал законным штраф по ст.15.27  КоАП, выписанный чувашской страховой компании, правила внутреннего контроля которой не соответствовали  Закону №115-ФЗ и Положению ЦБ РФ от 15.12.2014 №445П (СМ. определение ВС от 20.11.2019 № 301-ЭС19-20814, решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.05.2019 по делу № А79-1691/2019).

      Росфинмониторинг считает, что антиотмывочный закон обязаны исполнять все компании и ИП, которые оказывают любые бухгалтерские и юридические услуги. (п.5 письма  от 19.07.2018 №54) «О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ ОТ 07.08.2001 ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ИЛИ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ»).


  Правила должен утвердить руководитель бухгалтерской, юридической компании, адвокат, нотариус до того, как начнет распоряжаться деньгами клиента (п.1 ст.7.1 Закона № 115-ФЗ). Перед приемом на обслуживание бухгалтерская или юридическая организация обязаны убедиться, что клиент не будет с ее помощью отмывать доходы.

    Что такие правила могут включать в себя согласно пункту 7 Постановления Правительства от 14.07.2021г. №1188.

1.Порядок идентификации клиента. 

В данном пункте необходимо указывать как будет происходить прием клиентов на обслуживание, получение  информации о происхождении денег и имущества клиентов, а также их оценка и присвоение уровня риска. Перечень сведений, которые необходимо собрать о клиенте, перечислен в подп.1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

2.Изучение клиента. 

В данном пункте необходимо указывать, какие сведения будут истребовать у клиента перед тем, как заключить договор.

3.Оценка и управление рисками. 

Требуется разработать методику выявления, присвоения и оценки рисков в деятельности клиентов. Выделено три уровня риска клиентов: низкий, средний и высокий. Риски могут быть связаны с видами деятельности клиента, странами либо отдельными территориями регистрации, контрагентами. В качестве критериев риска по недобросовестным контрагентам возможно использовать признаки фирм-однодневок, сформулированные ФНС в  письме от 24.07.2015 №ЕД -4-2/13005.

4. Выявление операций по отмыванию доходов. 

Здесь следует отразить признаки, указывающие на необычный характер сделки, с учетом особенностей вида, масштаба деятельности клиента. Например, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла. Разработайте механизм взаимодействия между сотрудниками, которые будут выявлять необычные операции. Критерии и признаки необычных сделок найдете в рекомендациях, утвержденных  приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103.

5. Замораживание денег и имущества. 

В случае, если по данным Росфинмониторинга, клиент может быть причастен к экстремистской деятельности, необходимо прописать процедуру информирования его о том, что замораживаете операции с его деньгами и имуществом. 

6.Подготовка и обучение кадров. 

Необходимо  документально определить круг работников, подлежащих обязательному обучению по противодействию отмыванию доходов, сроки обучения и порядок актуализации знаний. Если в компании есть юристы, которые оформляют договоры на бухгалтерское обслуживание, они также должны пройти обучение (приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203).

7. Проверка системы внутреннего контроля.

Установите, как будете проверять, соблюдают ли сотрудники правила внутреннего контроля. А также какие меры будете принимать, чтобы устранить нарушения. Проводите проверку не реже одного раза в год.


8. Хранение информации и документов. Необходимо определить, как будет фиксироваться и накапливаться информация и документы, в том числе о подозрительных контрагентах. 

Установите порядок, сроки и способ передачи внутреннего сообщения об операции. Пять лет со дня прекращения отношений с клиентом — минимальный срок хранения документов и информации ( п.44 Постановления №1188).


     Конечно, назвать вышеизложенные требования и «рекомендации» абсурдными – ничего не сказать. Создателям подобных нормативных актов, похоже, плохо известно о существовании профессиональной тайны (особенно адвокатской), а также о таких элементарных вещах как презумпция невиновности, разделение властей (частные лица и организации наделяются функциями исполнительной власти, в т.ч. полицейской и налоговой), свободу предпринимательской деятельности, равенство прав сторон договора и т.д.

    Ни один уважающий себя и своих доверителей юрист или адвокат не станет выполнять подобные, по сути квазизаконные, требования. Однако имеется опасность, что под страхом наложения серьезных штрафов практика слежки и доносительства может принять массовый характер.  И правоохранители получат еще одну легальную базу  осведомителей, которую могут использовать в т.ч. и в своих  корыстных целях .



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Не поименованный в ФЗ об ОРД способ наблюдения за предпринимателями. Почему слежки сейчас нельзя избежать и что учесть для защиты.

  I. Как ФНС РФ, Росфинмониторинг и суды стали полицейскими агентами. Обналичивание денежных средств – на особом контроле! II.Какие финансов...